Пошаговая инструкция расчета УСН при торговле на Яндекс Маркет
Бизнес на Яндекс маркете имеет свои отличия от бизнеса на других маркетплейсах. В отличие от Wildberries и Ozon, где все более-менее стандартизировано, Яндекс Маркет требует особого внимания к деталям и правильного понимания документального оформления сделок.
В соответствии ГК РФ договор с маркетплейсом на оказание услуг с ООО «Яндекс» не является агентским, так как маркетплейс не принимает участия в отношениях продавца и покупателя, а лишь предоставляет:
площадку для размещения товара
услуги по доставке товара до покупателя
услуги расчетно-кассового обслуживания и т. п.
услуги продвижения товара
Дело в том, что с продавцами Яндекс маркет заключает два типа договора:
- договор на оказание услуг размещения, согласно которого выступает для продавца площадкой для размещения информации о товарах, привлечении покупателей , упаковки и отправки товара. Здесь Яндекс маркет выступает в роли агента только при приемке денежных средств от конечных покупателей.
- договор на продвижение, на основании которого продавец дает разрешение использовать товары для продвижения маркетплейса . Яндекс Маркет по этому договору компенсирует продавцу денежные средства за участие в акциях, либо если покупатель вашего товара расплатился баллами Яндекс Плюса.
Яндекс Маркет самостоятельно выставляет УПД на реализацию, где селлер выступает продавцом, Яндекс Маркет- покупателем.
Налогооблагаемой базой по договору на размещение считается сумма , поступившая на расчетный счет Яндекс Маркета (по мнению ИФНС) или на расчетный счет продавца от Яндекс Маркета (по мнению Минфина).
И здесь очень интересный момент возникает: до сих пор существует две разные позиции в Минфине и ИФНС по вопросу определения налогооблагаемой базы. И даже на самой площадке Яндекс Маркета есть статья "Как считать суммы дохода по договору на размещение", где приводятся две разные позиции:
1 Позиция ФНС (свое мнение ФНС России описала в письмах № СД-4-3/15363@ от
04.08.2017 и № ЕД-4-3/1823@ от 06.02.2012.
Доходом нужно считать сумму, которую получил агент — Маркет.
2 Позиция Минфина (отражена в письмах: № 03-11-11/26872 от 03.04.2020, №
03-11-11/74067 от 26.09.2019 и № 03-11-06/2/44819 от 29.07.2016.
Доходом следует считать сумму, которую вы получили на расчетный счет от агента — Маркета
Мы рекомендуем придерживаться версии, которую дает ФНС, по следующим причинам:
1.Именно налоговая проверяет ваши доходы, и если вы будете действовать за рамками их толкования Налогового кодекса, возможны доначисления доходов и налогов.
2.Из практики определения налогооблагаемой базы на Вайлдберриз и Озон в доходы продавца включается выручка с учетом комиссии маркетплейса.
3.Позиция Минфина носит рекомендательный, а не обязательный характер (об этом официальное письмо от Министерства финансов)
Пошаговая инструкция расчета налогооблагаемой базы УНС:
Приведем основные шаги расчета доходов для налоговой декларации по версии , рекомендованной ФНС.
Шаг 1: Определяем общую сумму выручки по договору размещения
Взять из Отчета об исполнении поручения сумму полученных
Маркетом платежей — из строки Получено от Потребителей в адрес Заказчика.
Шаг 2: Вычитаем возвраты товаров
Вычесть из нее сумму возвращенных заказов — из строки Возвращено Потребителям за счет Заказчикаи компенсировано расходов Исполнителю.
Шаг 3: Сверяемся с отчетом о зачете взаимных требований
Проверяем, что сумма "Получено от потребителей в адрес заказчика" минус "Возвращено потребителям" совпадает с нашими расчетами из шагов 1-2.
Шаг 4: Учитываем компенсации, если они были
Прибавить сумму компенсаций за потерянные заказы (если они были)— из строки Компенсации Исполнителя в адрес Заказчика по претензиям в рамках договора.
Шаг 5 : Определяем выручку по договору на продвижение
Доходом следует считать сумму, которую вы получили на расчетный счет от Маркета по договору на продвижение. Найти эту сумму можно по назначению платежа в банковской выписке. Также посчитать сумму можно с помощью отчета по платежам.
Для этого в разделе Финансовые отчеты формируем отчет за нужный период:
Отфильтровываем Дату транзакции строго по нужному периоду.
Отфильтровываем Источник транзакции, оставив только следующие категории:
Платеж покупателя
Баллы за скидку Маркета
Баллы за скидку Яндекс Плюс
Возврат платежа покупателя
Возврат баллов за скидку Маркета
Возврат баллов за скидку Яндекс Плюс
Возврат скидки за участие в совместных акциях
В итоге, сложив суммы в колонке Сумма транзакции, получаем значение Валовой выручки.
Шаг 6: Сверка расчетных показателей
Для финальной проверки ваших расчетов используйте акты сверок.
А теперь рекомендации, на что обращаем внимание при определении налогооблагаемой базы
Всегда сохраняйте доказательную базу. Скачивайте из личного кабинета маркетплейса (не только Яндекс Маркета) и сохраняйте все отчёты . Скрины дашбордов и аналитики маркетплейсов не являются доказательной базой и не могут быть использованы при расчете налогов
Отличие от других маркетплейсов: Яндекс Маркет работает по другой модели, не как агент, а как информационный ресурс и платежный агент.
С Яндекс Маркетом продавцы работают по двум договорам Договор на размещение и договор на продвижение — это разные документы с разными финансовыми потоками.
Периодичность отчетов: В отличие от Wildberries с еженедельными отчетами, Яндекс Маркет формирует отчеты только помесячно, как и Озон, например.
Надеемся, теперь вы полностью разбираетесь в том, как считать доходы, что учитывать в вознаграждениях и что вычитать из суммы дохода на Яндекс Маркете. Если остались вопросы — с удовольствием ответим.